Пензенская таможня

Новости

05.03.2008
На защите прав интеллектуальной собственности

На современном этапе развития  интеллектуальная собственность стала одним из глобальных потенциальных ресурсов нашего государства. С появлением права на коммерческое использование результатов интеллектуальной деятельности стала очевидной необходимость как международно-правовой охраны, так и национальной защиты объектов интеллектуальной собственности. Становится актуальным вопрос о необходимости усиления роли государства в данной области. Речь идет о четком и отрегулированном механизме защиты прав интеллектуальной собственности, основанном на законодательстве, соответствующем современным международным стандартам.

Борьба с таможенными правонарушениями в области защиты прав интеллектуальной собственности - одна из важнейших функций таможенных органов. Сегодня она приобретает особую значимость. И, несмотря на то, что защита прав интеллектуальной собственности закреплена на конституциональном уровне и установлена административная и уголовная ответственность за правонарушения в этой сфере, проблемных вопросов и так называемых «пробелов» в правовом механизме защиты ОИС существует сегодня достаточно. 

Основные пути поступления контрафакта в Пензенскую область – ввоз (транзит) из стран Юго-Восточной Азии, а также (в значительной доле) – из Москвы.

Общеизвестно, что чаще всего нарушения прав ОИС наблюдаются в сфере производства продукции легкой промышленности (одежда и обувь), косметики, пищевой промышленности (кондитерская продукция, алкогольные напитки и пр.), носителей информации (CD-, DVD- диски с записями), высокотехнологичной продукции (мобильные телефоны, аудио и видеотехника).

            Товарные знаки иностранных и российских правообладателей считаются охраняемыми только после регистрации в Федеральной службе  по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

После регистрации правообладатель торгового знака в установленном порядке может подать в Федеральную таможенную службу России заявление о включении товарного знака в Таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). После включения товарного знака в ТРОИС таможенные органы принимают меры по контролю объектов интеллектуальной собственности при их перемещении через таможенную границу (п. 7 части 1 ст. 11, п.п. 5 и 6 ст. 403 и ст. 408, глава 38 ТК РФ).

При выявлении признаков контрафактной продукции (внесенной в ТРОИС) во время таможенного оформления выпуск товара может быть приостановлен таможенными органами РФ на 10  рабочих дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством РФ органы за защитой прав правообладателя.

Таможенные органы извещают правообладателя о возможном нарушении его прав, при получении заявления от правообладателя на товар производится арест или изъятие. Далее заводится дело об административном правонарушении по статьям 7.12 или 14.10 КоАП РФ, которое после проведения административного расследования  передается для рассмотрения в Арбитражный суд.

Таможня обеспечивает защиту товарных знаков и не внесенных в ТРОИС. Но в подобных случаях своевременно пресечь оборот контрафактных товаров и принять меры становится значительно сложнее. В соответствии с Таможенным кодексом срок таможенного оформления товаров не может превышать более трех суток, а нормативными документами ФТС России установлен еще более ограниченный срок – один день. Российская Федерация на сегодняшний день не инкорпорировала в свое законодательство факультативную норму ст. 58 Соглашения ТРИПС о действии компетентных органов по приостановлению выпуска товаров по собственной инициативе. В ТРОИС зарегистрировано более 900 из сотен тысяч товарных знаков, зарегистрированных в Роспатенте и размещенных на его сайте -   www.fips.ru.

            Пензенская таможня в рамках защиты прав интеллектуальной собственности осуществляет как контрольные, так и проверочные мероприятия. Контрафактная продукция попадает в поле зрения таможни в следующих случаях:

- при ввозе товара, обладающего признаками контрафактности, на таможенную территорию РФ;

- при вывозе товара, обладающего признаками контрафактности, с территории РФ;

- при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем (в течение одного года со дня выпуска товаров согласно ст. 361 ТК РФ), в том числе, при проведении таможенной ревизии иностранных товаров, реализуемых на территории РФ и обладающих признаками контрафактности, с учетом установления фактов их перемещения (ввоза) через таможенную границу РФ.

Во исполнение Решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов Пензенской области на транспорте от 12.12.2006 в Пензенской таможне создана рабочая группа по проведению мероприятий по защите товарных знаков местных производителей, включенных в реестр Роспатента.

В 2007 году Пензенской таможней и Пензенской транспортной прокуратурой возбуждено 22 (двадцать два) дела об административном правонарушении (10 дел об АП – 2006 и 3 уголовных дела по ч. 1 ст. 180 УК РФ, возбужденных при взаимодействии с ЛУВДТ на транспорте по Пензенской области) по статье 14.10 и 7.12 КоАП РФ.

За прошедший год было рассмотрено в судебном порядке 21 дело и приняты судебные решения. Наложено взысканий на сумму – 460455 рублей, из них в виде штрафа – 345000 рублей, конфисковано на сумму – 115455 рублей, выявлено 105 710 единиц контрафактной продукции, что в 27 раз больше, чем в 2006 году.

      По количеству выявленных и признанных контрафактными товаров по итогам 2007 года Пензенская таможня заняла 2-е место среди таможен Приволжского таможенного управления. Это является значительным показателем, учитывая объем и динамику товарооборота в регионе деятельности таможни.

 Пензенская таможня видит реальным резервом работы по борьбе с контрафактными товарами взаимодействие со всеми правоохранительными органами. Примером здесь может служить ситуация, когда товар признан товаропроизводителем контрафактным, но не доказан факт ввоза товара на таможенную территорию РФ, то есть товар не находится под таможенным контролем. Вследствие этого таможня не может осуществить полную проверку достоверности сведений после выпуска товара (п. 3 ст. 361 ТК РФ). В этом случае таможня готова и вправе передать имеющиеся в ее распоряжении материалы в соответствующие подразделения правоохранительных органов.

Таким образом, можно выделить следующие приоритетные направления  в сфере реализации таможенными органами функции по защите прав интеллектуальной собственности:

- более четкое законодательное обеспечение порядка защиты таможенными органами ОИС, не включенных в ТРОИС;

- занятие товарообладателями более активной позиции по защите собственных товарных знаков, которая заключается не только в внесении их в таможенный реестр; товарообладатели должны стремиться защитить свои права и деловую репутацию;

-  тесное взаимодействие различных государственных и правоохранительных структур в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

Объем и масштабы реализации контрафактной продукции на российском рынке свидетельствуют о том, что только совместные координированные действия государственных структур и бизнеса способны привести к положительной динамике в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

© Пензенская таможня, 2006 Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения Пензенской таможни. Сайт разработан Пенза-Онлайн